Маркировка в данной отрасли находится в состоянии эксперимента. Основные задачи эксперимента в том, чтобы обкатать методологию и технологию, определить, где и как маркировать товары.

Сроки маркировки

С 27 июня 2019

Старт эксперимента

Задачи эксперимента прежние: обкатать методологию и технологию, определить, где и как маркировать товары, наполнить национальный каталог, опробовать интеграцию «Честного знака» с национальным каталогом.

Эксперимент продлится до 30 ноября 2019.

С 1 декабря 2019 — Ориентировочная/предварительная дата введения маркировки

Общие документы

Общие правила маркировки

Концепция маркировки, термины, ГИС и пр.

Перечень товаров, подлежащих маркировке на 1 этапе

Порядок маркировки в странах ЕАЭС

ЦРПТ назначен оператором маркировки

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Отраслевые документы

Запуск эксперимента

В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р одежда (точнее — отдельные позиции продукции легкой промышленности) входит в перечень товаров, которые в ближайшее время подлежат обязательной маркировке. Сам принцип нанесения специальных средств идентификации уже знаком участникам других рынков — в частности, производителям, продавцам и поставщикам меховых изделий, табачной продукции, обуви. Все они уже в той или степени перешли на систему маркировки товаров, которая позволяет мониторить оборот продукции и выявлять контрафакт.

Предполагается, что бизнес благодаря маркировке сможет рассчитывать на равные условия конкуренции. Прозрачная система идентификации товара вынудит уйти с рынка производителей и продавцов нелегальной продукции, что в свою очередь повлияет на рост выручки добросовестных участников рынка.

Более подробно о том, что такое маркировка и зачем она внедряется в России, мы рассказывали ранее в статье «Всё о маркировке товаров».

Этапы перехода на систему маркировки одежды

Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 790 установило сроки проведения эксперимента по маркировке одежды — с 27 июня по 30 ноября 2019 года. Но постановление устанавливает лишь сроки, цели и задачи эксперимента. Методологии, технологии, правила маркировки, точные сроки перехода, а также сроки, когда оборот немаркированной одежды будет запрещен, участникам рынка еще не представлены. Пока все ждут официальных методических указаний и рекомендаций.

В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р дата запуска маркировки одежды обозначена на 1 декабря 2019 года.

В этом же документе приводится список такой одежды:

  • рабочая одежда,
  • одежда из натуральной или композиционной кожи;
  • трикотажные женские (или для девочек) блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания;
  • мужские (или для мальчиков) пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
  • женские (или для девочек) пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Кто участвует в маркировке одежды

Аналогично тому, как это уже происходит на рынке меховых изделий, табачном рынке, а также обувном рынке, в систему маркировки одежды будут вовлечены:

  1. производители
  2. импортеры
  3. компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей

Чтобы успеть принять участие в эксперименте до 30 ноября 2019 года, нужно зарегистрироваться на сайте оператора системы – ЦРПТ. Уже ведется активная работа с производителями, импортерами, дистрибьюторами и продавцами в данной товарной группе.

Какие этапы включает процесс маркировки одежды

При производстве на товар наносится код маркировки, который представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак»: место, дата и время производства, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Поскольку в код заложены сложные криптографические технологии, его невозможно подделать.

Генератором кодов выступает оператор маркировки ЦРПТ. Он же ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (купля-продажа, импорт, экспорт), должна зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и наносить их на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).

Каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо передавать сведения в систему «Честный знак» о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, с табаком такая передача регистрируется посредством формирования электронного первичного документа, в котором перечислены все коды маркируемого товара. Стороны подписывают этот документ, а далее он представляется ЦРПТ для перенесения кодов от одного собственника другому.

После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота. В рознице на кассе код считывается, помещается в чек и сведения о выбытии товара из оборота посредством ОФД передаются в систему «Честный знак».

Маркировка одежды с 2019 года: последние новости

С сентября 2018 года Минпромторг и профильные ассоциации вовлечены в создание рабочих и проектно-экспертных групп, в которых задействованы основные участники оборота отраслей. Это необходимо для того, чтобы выработать оптимальные варианты адаптации системы маркировки с учетом специфики отрасли, а также сформулировать для рынка методические рекомендации.

Как участникам товарооборота подготовиться к маркировке 

Как уже говорилось выше, до 30 ноября 2019 года у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к эксперименту по маркировке одежды. Это лучше сделать как можно быстрее, чтобы иметь возможность заранее проверить, как функционирует система маркировки в области легпрома и спокойно регулировать появляющиеся проблемы.

Тем не менее, как показала практика, для работы с кодами маркировки придется озаботиться приобретением подходящего оборудования и подключиться к новым системам.

Решения для участников рынка

Поскольку маркировка товаров представляет собой совокупность бизнес-процессов, участникам рынка часто необходимо комплексное решение для их автоматизации. Такие решения для разных сегментов и разных сценариев планирует представить компания СКБ Контур, которая выступает оператором ЭДО и фискальных данных.

Решение для розницы

В Контур.Маркете для работы с маркированной одеждой планируется реализовать:

  • регистрацию в системе без посещения сайта «Честный знак»;
  • получение, проверку, прием и отправку подписанных накладных;
  • заказ кодов маркировки и нанесение их на остатки;
  • продажу маркированной одежды на кассе с выполнением всех требований: считывание кода, добавление в чек нужных реквизитов.

Вывод из оборота (передача данных о продаже маркированной одежды в систему «Честный знак») производится через ОФД. Эту опцию поддерживает Контур.ОФД.

Приобретая Контур.Маркет и Контур.ОФД одновременно, вы получаете полноценное решение для выполнения всех требований регулятора, с минимумом настроек.

При необходимости вы можете приобрести отдельно Контур.Маркет и отдельно Контур.ОФД. Эти продукты работают с решением другого поставщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *