РБК в проекте экономика инноваций опубликовали прекрасный обзор венчурного рынка (инвестиции в стартующие проекты/компании). Читать в источнике
Автор: Ирина Никитина. Материал подготовлен при поддержке акселератора StartupDrive от «Газпром нефти».
Рынок венчурных инвестиций России в последние годы показывает стабильный рост и заметное увеличение как количества, так и объемов сделок. По данным РВК, общий объем венчурной экосистемы России в 2018 году составил $662 млн, что на 61% больше, чем годом ранее.
По итогам первого полугодия 2019 года венчурный рынок демонстрирует двукратный рост по сравнению с первой половиной 2018 года и уже составил объем $348 млн. Эксперты PwC отмечают, что основу венчурной экосистемы по-прежнему составляют сделки с компаниями из IT-сферы.
Оптимизм инвесторов и укрепление российского венчурного рынка приводят к росту активности корпоративных фондов и заинтересованности зарубежных стратегических инвесторов. На растущем венчурном рынке у стартапов увеличивается количество вариантов, куда они могут пойти за знаниями, поддержкой и капиталом: в акселераторы, к бизнес-ангелам или в венчурные фонды.
Другими словами — выбирать менторов, условия привлечения и объемы инвестиций стало значительно проще. Но в некоторых случаях стартапам все-таки приходится рассчитывать на собственные силы.
Бизнес-ангелы и венчурные фонды
Бизнес-ангелы — это частные венчурные инвесторы, обеспечивающие финансовую, экспертную и менторскую поддержку стартапа на самых ранних этапах его развития, и способные привлечь первых клиентов и сотрудников.
В отличие от венчурных фондов, ангелы могут войти в проект еще до создания MVP, на стадии идеи, они вкладывают свои собственные средства. Соответственно, объем капитала бизнес-ангела в разы меньше, чем у венчурного фонда, который привлекает и активно аккумулирует средства институциональных инвесторов: например, пенсионных фондов или страховых компаний. Условно говоря, если ангел готов вложить в проект до $100 тыс., то инвестиционный чек венчурного фонда ранних стадий стартует от $500 тыс. и выше.
Исключение — когда в проект входят сразу несколько бизнес-ангелов, число которых увеличивает инвестиционный чек. И если венчурные фонды предпочитают проекты с очевидной динамикой финансовых показателей, то бизнес-ангел свободнее в своем выборе и может инвестировать в саму идею или интересный ему проект.
Венчурные фонды также ориентированы на работу со стартапами, но, как правило, имеют регламентированные критерии оценки и принятия решений по проектам. Требования к необходимым документам в фондах различаются, как и набор критериев, влияющих на принятие решения. С ростом инвестиционного чека может увеличиваться доля, приобретаемая венчурными фондами у стартапов. В среднем, у фондов она колеблется в промежутке 15—49%, но может быть и существенно ниже.
Роль в определении доли играет и стадия развития стартапа, и требуемая сумма инвестиций. И все же, венчурные фонды предпочитают вложения в зрелые проекты, где сумма инвестиций колеблется в промежутке $1—5 млн.
Венчурные фонды чаще всего инвестируют в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска и ожидают высокую прибыль просто потому, что 70—80% проектов не приносят отдачи, а прибыль от 20—30% оставшихся должна окупить все убытки. Ясное понимание стадии стартапа позволяет сделать корректный выбор инвестора: pre-seed — стадия, когда потенциальную емкость рынка для стартапа рассчитать достаточно сложно, но у команды уже есть MVP, а также гипотеза относительно клиентского сегмента, или же более продвинутая стадия seed, когда есть уже не только команда и продукт, но и ясные каналы продаж и получения прибыли.
Задача стадии seed — масштабировать бизнес с помощью полученных инвестиций. На стадиях стартапа pre-seed и seed эффективными могут оказаться одноименные предпосевные и посевные фонды со сниженной диверсификацией рисков и готовые инвестировать в стартапы ранних стадий.
На большой объем инвестиций на этом этапе не стоит рассчитывать, но можно ожидать конвертируемый заем, который через некоторое время по инициативе инвестора может конвертироваться в долю в компании.
Принципиальной для стартапа может быть и скорость закрытия сделки: если ангельская сделка может быть закрыта за несколько недель, то венчурные фонды могут брать 3—6 месяцев на принятие решения: проект оценивается аналитиками фонда, инвестиционным комитетом, стартап обязательно проходит внутреннюю проверку — due diligence, независимый финансовый и юридический аудит.
Эксперты рынка предлагают еще один критерий оценки: если требуется небольшой объем инвестиций для выпуска продукта на рынок, стоит искать бизнес-ангела, если требуются значительные средства для масштабирования бизнес-модели — логично обратиться в венчурный фонд.
Акселераторы: текущий тренд на базе венчурного опыта
Венчурные фонды по всему миру, крупные корпорации, технопарки и университеты запускают бизнес-акселераторы — программы поддержки и развития стартапов, как правило — краткосрочные.
Почему стартапу стоит идти в бизнес-акселератор? Формализированный подход венчурных фондов к экспертизе и оценке заявок практически исключает или существенно усложняет возможности инвестирования для недостаточно развитых стартапов, акселератор же помогает в ускорении выпуска продукта на рынок или масштабировании бизнеса стартапа. За несколько месяцев участия в бизнес-акселераторе стартап может получить первых клиентов и увеличить продажи.
Команда стартапа получает менторскую поддержку и экспертизу, позволяющие проверить продуктовые гипотезы на реальных клиентах. Участвовать в акселераторе могут стартапы на самой ранней стадии.
Акселераторы часто привлекают частных и институциональных инвесторов для финансовой поддержки стартапов или сами выступают в этой роли. Участие в акселераторе для стартапа может происходить в формате долевого участия в бизнесе (как правило, доля акселератора — 4—10%) или на основе оплаты участия стартапа в программе акселератора, реже — на безвозмездной основе.
В том случае, когда стартап получает значительный для бизнеса результат по итогам акселерационной программы, акселератор имеет право предложить стартапу оферту на вхождение в капитал.
Может быть своими силами?
Бутстрэппинг — в буквальном смысле «зашнуровка» или «затягивание поясов» — ситуация, когда стартап получает финансирование без приобретения дополнительного акционерного капитала, но может быть зависим от внутренних источников финансирования: кредитных карт, залогов или закладных, а также — эффективного использования имеющихся ресурсов.
Эксперты рынка рекомендуют бутстрэппинг как метод наименьшего риска для небольших стартапов по очевидной причине: нет необходимости отдавать инвестору долю в компании, бутстрэппер единолично владеет всем, что создаст, нацелен только на удовлетворение потребностей собственных клиентов, а в случае провала или ошибки — отвечает только за собственные деньги.
Основной актив такого стартапа — амбициозный основатель. Основной недостаток бутстрэппинга — недолговечность. Наступает этап, когда внутренних источников финансирования недостаточно и надо искать внешнее или долевое финансирование.
Когда? — В точке безубыточности: при привлечении инвестиций до прохода break-even point есть риск потерять, а не приумножить привлеченные средства.
Венчурные фонды и акселераторы: тренды и перспективы
Выбор есть: на российском рынке работают более 40 венчурных фондов, общедоступные рейтинги и специфика игроков классифицируются многообразно: по объемам средств, которые готовы инвестировать фонды, приобретаемой доле, росту стоимости портфельных компаний, количеству сделок.
Ежегодный рейтинг венчурных инвесторов РВК за 2018 год учитывает 8 самых активных участников рынка по количеству проинвестированных проектов, основываясь на публичной информации и данных, полученных от фондов по итогам анкетирования:
1. Runa Capital с ориентацией на стартапы и сильной маркетинговой составляющей;
2. I2BF, финансирующий технологические компании в России, США, Азии и Европе на ранних стадиях;
3. Target Global, инвестирующий в быстрорастущие компании в сферах e-commerce, fintech, travel, software и mobile;
4. Primer Capital, инвестирующий в фармацевтические и биотехнологические проекты;
5. Fort Ross Ventures c фокусом на области финтеха, искусственного интеллекта, облачных технологий и интернета вещей;
6. Gagarin Capital, ориентированный на технологии искусственного интеллекта в различных областях применения;
7. QIWI Ventures с ориентацией на Big Data, удаленную идентификацию пользователей, искусственный интеллект, финансовые сервисы;
8. Фонд бизнес-ангелов AddVenture, инвестирующий в ИТ-проекты.
Топ самых активных новых фондов по количеству проинвестированных проектов:
1. Day One Ventures 2. Larix 3. NP Capital 4. Target Global Fintech Opportunities Fund 5. Target Mobility 2.0 6. Venture Bot
Топ самых активных посевных фондов по количеству проинвестированных проектов:
1. ФРИИ 2. Day One Ventures 3. ТилТех Капитал 4. Finshi Capital 5. Moscow Seed Fund 6. The Untitled ventures
Топ самых активных иностранных фондов по количеству проинвестированных проектов:
1. GPS Ventures 2. Vostok New Ventures 3. FJ Labs 4. Access Industries
Экспертные прогнозы относительно перспектив венчурных фондов не однозначны, но, в целом, эксперты видят устойчивый фундамент расширения и развития рынка. По сравнению с 2017 годом венчурный рынок России в 2018 вырос почти на 64%.
Проведенное при поддержке РВК исследование Алексея Соловьева «Венчурный Барометр» подтверждает оживление рынка: 53% опрошенных инвесторов сообщили о росте объема инвестиций в 2018 году, 74% всех опрошенных прогнозируют рост в следующем. Рынок растет как у корпоративных, так и у частных фондов.
Есть мнение, что самые перспективные направления вскоре будут реализованы крупными корпорациями или государственными концернами: в текущих реалиях крупным корпорациям и госконцернам сложно удерживать позиции на рынке без взаимодействия с инновационными технологиями.
Крупные компании инвестируют в стартапы напрямую, через свои венчурные фонды или вкладывают деньги в фонды, активно осваивая венчурный инструментарий.
В то же время, на сложность системно работать и зарабатывать на инвестициях в России указывает Дмитрий Смирнов, управляющий партнер международного венчурного фонда Flint Capital, география инвестиций которого из России сместилась на рынки Европы, США и Израиля:
«Безусловно, качественные акселераторы существенно сокращают путь стартапа от идеи до product market fit (конечный результат, когда стартап создал продукт, обладающий ценностью для потребителей. — РБК).
Это особенно актуально на российском рынке, где много классных идей, отличные разработчики, но очень слабые навыки по созданию востребованного рынком продукта и в области business development.
Не важно сколько всего в стране акселераторов, хороших всегда будет 10—15. И я рекомендую предпринимателям выстраивать отношения с тем или иным акселератором в зависимости от идеи, продукта или специализации стартапа».
Позитивный тренд показывает активность бизнес-ангелов: в топе лидеров за 2018 год по данным РВК — Александр Румянцев, Богдан Яровой, Николай Белых, Сергей Дашков, Игорь Рябенький, Дмитрий Бергельсон, Алекс Кушнер, Виталий Полехин. Рейтинг основывается на количестве сделок и учитывает только действующих частных инвесторов, которые совершили как минимум одну сделку за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года.
И тем не менее, наибольшее число сделок 2018 года заключалось в рамках акселераторов. По данным исследования портала Inc. и РВК российские акселераторы вложились в 107 проектов, против 70 сделок, заключенных в 2017: в 2018 году объем вложений в стартапы в рамках акселераторов достиг 466,8 млн руб. против 151 млн руб. в 2017.
Сегодня действуют более 100 акселераторов, а акселерация как форма поддержки стартапов по-прежнему стремительно набирает обороты.
К созданию собственных акселераторов подключились крупные российские компании и российские представительства зарубежных компаний. Так, по данным Inc. и РВК, наибольшие суммы инвестиций в 2018 году демонстрирует акселератор КАМАЗ, StartaAcelerator, акселератор Pulsar Venture Capital, Акселератор 500 Startups «Сбербанка», QIWI Universe, Акселератор ФРИИ. В число крупных российских акселераторов, по данным портала vc.ru, также входит стартап академия «Сколково», в числе выпускников которой сервис каршеринга BelkaCar, акселератор Global Venture Allience с площадками в Москве и Кремниевой Долине, «Финтех Лаб», iDealMachine, акселерационная программа ВШЭ.
За технологические стартапы конкурируют акселераторы General Electric (GE) — GE Accelerator, Shell — Shell Gamechanger, а также совместный акселератор BP и Equinor — TechX Pioneer Programme. Программы акселерации появились и у автомобильных концернов, среди которых: Jaguar — Jaguar Land Rover Innovation Labs, Ford (совместно с Techstars) — Techstars Mobility, BMW — BMW Startup Garage, Honda — Honda Xcelerator.
В России набирают обороты акселераторы крупных корпораций: уже упомянутый «Сбербанк», МТС, ВТБ, Qiwi, «Северсталь». Открытый набор теперь предлагает корпоративный акселератор StartupDrive от «Газпром нефти» — для стартапов в сферах логистики, грузоперевозок, онлайн-услуг для водителей, каршеринга, инфраструктуры для АЗС и технологий ретейла, а также других продуктов, смежных с транспортным рынком.
Задача StartupDrive — развитие экосистемы продуктов топливного ритейла и удобных сервисов для автовладельцев, водителей и пассажиров автотранспорта. Акселератор StartupDrive помогает своим резидентам продвинуть и доработать свои идеи, расширить каналы продаж. Интересно, что акселерационная программа StartupDrive не предполагает обучающих программ, но выстроена по принципам очевидным бизнесу: создание дорожной карты развития продукта или решения, определение пользовательского сегмента, проверка продуктовых гипотез и оперативное начало продаж. Воркшопы проводятся точечно, по запросу и с четким пониманием, чем обучение может помочь стартапу. С таким подходом участники могут полностью сконцентрироваться на своих проектах.
«Наша акселерационная программа направлена на помощь в развитии бизнеса стартапа, — комментирует руководитель акселератора StartupDrive Константин Мусатов. — И мы ориентируемся на три ключевых цели при работе со стартапами — это генерация дополнительного потока доходов для стартапа на условиях разделения прибыли, создание нового совместного продукта со стартапом и на участие в дальнейшем развитии стартапа в роли миноритарного акционера».
Первый набор акселератора StartupDrive был запущен 12 апреля 2019 года. В отборе участвовали 200 стартапов. Резидентами изначально стали 6 команд, продвигающих технологические продукты в сферах грузоперевозок, такси, каршеринга и автомобильной инфраструктуры, после трех месяцев работы с кураторами, проверки гипотез и развития сервисов в финал вышли 5 стартапов. Ощутимые бонусы: технологические и информационные ресурсы компании, экспертная аналитика по базовому и смежным рынкам, возможность работать в партнерстве и привлекать инвестиции от партнеров компании.
Зачем вообще крупным компаниям акселераторы? — Задача крупных компаний — поиск и создание новых видов бизнеса. Наиболее активно компании вкладываются в стартапы, предлагающие решения для бизнеса, связанные с транспортом, финансами, медициной и искусственным интеллектом.
7 поводов для стартапа пойти в акселератор:
- Показатели венчурного рынка: наибольшее число сделок 2018 года заключалось в рамках акселераторов;
- Открытый конкурсный набор в большинство акселераторов;
- Быстрый и интенсивный акселерационный цикл: от нескольких месяцев до полугода;
- Сильная экспертная поддержка;
- Быстрый переход к проверке гипотез и реальным доходам из сферы разработок и исследований;
- Возможность оперативно получить инвестиции;
- Форматы участия в акселераторе: от небольшого долевого участия акселератора до простой оплаты участия в программе.