Маркировка в данной отрасли находится в состоянии эксперимента. Основные задачи эксперимента в том, чтобы обкатать методологию и технологию, определить, где и как маркировать товары.
Сроки маркировки
С 27 июня 2019
Старт эксперимента
Задачи эксперимента прежние: обкатать методологию и технологию, определить, где и как маркировать товары, наполнить национальный каталог, опробовать интеграцию «Честного знака» с национальным каталогом.
Эксперимент продлится до 30 ноября 2019.
С 1 декабря 2019 — Ориентировочная/предварительная дата введения маркировки
Общие документы
Концепция маркировки, термины, ГИС и пр.
Перечень товаров, подлежащих маркировке на 1 этапе
Порядок маркировки в странах ЕАЭС
ЦРПТ назначен оператором маркировки
Соглашение о государственно-частном партнерстве
Отраслевые документы
В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р одежда (точнее — отдельные позиции продукции легкой промышленности) входит в перечень товаров, которые в ближайшее время подлежат обязательной маркировке. Сам принцип нанесения специальных средств идентификации уже знаком участникам других рынков — в частности, производителям, продавцам и поставщикам меховых изделий, табачной продукции, обуви. Все они уже в той или степени перешли на систему маркировки товаров, которая позволяет мониторить оборот продукции и выявлять контрафакт.
Предполагается, что бизнес благодаря маркировке сможет рассчитывать на равные условия конкуренции. Прозрачная система идентификации товара вынудит уйти с рынка производителей и продавцов нелегальной продукции, что в свою очередь повлияет на рост выручки добросовестных участников рынка.
Более подробно о том, что такое маркировка и зачем она внедряется в России, мы рассказывали ранее в статье «Всё о маркировке товаров».
Этапы перехода на систему маркировки одежды
Постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 790 установило сроки проведения эксперимента по маркировке одежды — с 27 июня по 30 ноября 2019 года. Но постановление устанавливает лишь сроки, цели и задачи эксперимента. Методологии, технологии, правила маркировки, точные сроки перехода, а также сроки, когда оборот немаркированной одежды будет запрещен, участникам рынка еще не представлены. Пока все ждут официальных методических указаний и рекомендаций.
В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р дата запуска маркировки одежды обозначена на 1 декабря 2019 года.
В этом же документе приводится список такой одежды:
- рабочая одежда,
- одежда из натуральной или композиционной кожи;
- трикотажные женские (или для девочек) блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания;
- мужские (или для мальчиков) пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
- женские (или для девочек) пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
Кто участвует в маркировке одежды
Аналогично тому, как это уже происходит на рынке меховых изделий, табачном рынке, а также обувном рынке, в систему маркировки одежды будут вовлечены:
- производители
- импортеры
- компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей
Чтобы успеть принять участие в эксперименте до 30 ноября 2019 года, нужно зарегистрироваться на сайте оператора системы – ЦРПТ. Уже ведется активная работа с производителями, импортерами, дистрибьюторами и продавцами в данной товарной группе.
Какие этапы включает процесс маркировки одежды
При производстве на товар наносится код маркировки, который представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак»: место, дата и время производства, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Поскольку в код заложены сложные криптографические технологии, его невозможно подделать.
Генератором кодов выступает оператор маркировки ЦРПТ. Он же ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (купля-продажа, импорт, экспорт), должна зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и наносить их на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).
Каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо передавать сведения в систему «Честный знак» о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, с табаком такая передача регистрируется посредством формирования электронного первичного документа, в котором перечислены все коды маркируемого товара. Стороны подписывают этот документ, а далее он представляется ЦРПТ для перенесения кодов от одного собственника другому.
После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота. В рознице на кассе код считывается, помещается в чек и сведения о выбытии товара из оборота посредством ОФД передаются в систему «Честный знак».
Маркировка одежды с 2019 года: последние новости
С сентября 2018 года Минпромторг и профильные ассоциации вовлечены в создание рабочих и проектно-экспертных групп, в которых задействованы основные участники оборота отраслей. Это необходимо для того, чтобы выработать оптимальные варианты адаптации системы маркировки с учетом специфики отрасли, а также сформулировать для рынка методические рекомендации.
Как участникам товарооборота подготовиться к маркировке
Как уже говорилось выше, до 30 ноября 2019 года у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к эксперименту по маркировке одежды. Это лучше сделать как можно быстрее, чтобы иметь возможность заранее проверить, как функционирует система маркировки в области легпрома и спокойно регулировать появляющиеся проблемы.
Тем не менее, как показала практика, для работы с кодами маркировки придется озаботиться приобретением подходящего оборудования и подключиться к новым системам.
Решения для участников рынка
Поскольку маркировка товаров представляет собой совокупность бизнес-процессов, участникам рынка часто необходимо комплексное решение для их автоматизации. Такие решения для разных сегментов и разных сценариев планирует представить компания СКБ Контур, которая выступает оператором ЭДО и фискальных данных.
Решение для розницы
В Контур.Маркете для работы с маркированной одеждой планируется реализовать:
- регистрацию в системе без посещения сайта «Честный знак»;
- получение, проверку, прием и отправку подписанных накладных;
- заказ кодов маркировки и нанесение их на остатки;
- продажу маркированной одежды на кассе с выполнением всех требований: считывание кода, добавление в чек нужных реквизитов.
Вывод из оборота (передача данных о продаже маркированной одежды в систему «Честный знак») производится через ОФД. Эту опцию поддерживает Контур.ОФД.
Приобретая Контур.Маркет и Контур.ОФД одновременно, вы получаете полноценное решение для выполнения всех требований регулятора, с минимумом настроек.
При необходимости вы можете приобрести отдельно Контур.Маркет и отдельно Контур.ОФД. Эти продукты работают с решением другого поставщика.